Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра Chevrolet Matiz. Рожденный Daewoo...

    Рожденный Daewoo...

    Автозвук №6 2006г. Своя игра Chevrolet Matiz.

    Сергей СЕМЕСЬКО, г. Киев, Украина.

     

    ...летает невысоко, даже перекрещённый в «Шевроле». Но это и не требуется. Зато как поёт...

     

    Не сразу, конечно. Для этого к заводской комплектации надо кое-что добавить. Писать про то, что штатная система не уст­раивала, наверное, не стоит. Это понятно. Но в предыду­щем автомобиле («Славута») система (в последних версиях) дошла до такого уровня, что в этой машине ни о каких бюд­жетных вариантах речь идти не могла. Надо было только опре­делиться с составом.

     

     

    Глубокое Торпедо и кикпанели, низко расположенные штатные места, всё это вызы­вало сомнения с точки зрения возможности получения пра­вильного тонального баланса в рамках традиционной двух­полосной системы. Тестовое прослушивание подтвердило: с двухполоской ничего хоро­шего не выходит. Это опреде­лило выбор трехполосной фронтальной акустики, а кон­фигурация Торпедо, сидений и дверей продиктовала располо­жение среднечастотника и мидбаса.

     

    После отслушки сцены на динамиках на проводах, под­ключенных к первой попав­шейся «голове», состав системы стал ясен окончательно. Реша­ющим условием было, чтобы поместился 4-дюймовый диффузорный среднечастотник.

     

     

    Поскольку этот этап пришелся на пик холодов (-20 и ниже), то на этом для начала было реше­но остановиться.

    Изначально поставил систе­ме (и себе) условия:

    - минимум лишних дырок в кузове, в идеале — обойтись без них;

    - соответствие требованиям EMMA/IASCA;

    - удобство в повседневном использовании автомобиля.

     

    Занялся проектированием багажника. Гараж без обогрева при такой температуре не рас­полагал к длительному процес­су творчества «на месте», здо­ровья хватало только на то, чтобы снять (или уточнить) размеры под компонент, пока салон не остыл окончательно.

     

    Машина, вообще-то, класс­ная, эдакое чудо лупоглазое, но вот багажник тут не то чтобы маленький, его практически нет. Для примера: перевезти 12-дюймовый сабвуфер не уда­лось даже в штатной упаковоч­ной коробке, о каком акустиче­ском оформлении можно гово­рить? Но жить-то надо, а для жизни желательно сохранить то малое, что составляет объём багажника в «Матисе», хотя бы отчасти.

     

     

    Для размещения усилите­лей решено было попытаться использовать место между до-каткой и ровным полом багаж­ника. Штатный пенопласт-под­ставку под инструмент, занима­ющий часть этого пространст­ва, можно и выкинуть, невели­ка потеря. Правда, такое реше­ние накладывает ограничения на высоту усилителей, но, слава богу, кое-кто об этом позабо­тился: усилители Helix высотой всего 35 мм — это на целых 20 мм меньше «нормы».

     

    Ни на минуту не забывая об условиях, поставленных са­мим собой самому себе, спро­ектировал и сделал раму из уголка с полкой как раз 35 мм. Рама жёстко прикручивалась к кузову пятью болтами, в уже существующие технологичес­кие отверстия. Всё остальное (петли, амортизаторы, фальшпанели) крепилось уже к ней.

     

     

     

    Из композитного пластилина создавался слепок торпедо, на котором помещалось кольцо с СЧ-головкой. Потом вокруг всего зтого по «трикотажной» технологии формировался подиум

     

    Амортизаторы (от багажни­ка 2108) понадобились, чтобы подиум легко поднимался(примерно 10 кг самому тягать не хотелось) и удерживался в открытом положении без по­сторонней (опять моей) помо­щи. Это обеспечило легкий до­ступ к запаске, тряпочкам и инструментам, хранящимся под подиумом, что очень удоб­но, т.к. позволяет всегда содер­жать сам багажник в порядке. В закрытом положении подиум удерживается, во-первых, сами­ми амортизаторами (они при опускании подиума проходят «мертвую» точку и начинают работать на прижим), во-вто­рых — дополнительно прижимаются барашковыми гайками (это уже чтобы EMMA не при­диралась) . Сразу о планах: ба­рашковые гайки как-то диссо­нируют с моим условием №3, поэтому подумываю о передел­ке на другой способ фиксации.

     

    Размеры рамы позволяли разместить только два усилите­ля, а планировалось устано­вить три. Место для третьего, сабвуферного, нашлось быст­ро, он замечательно уместился в правом крыле, в аккурат за­подлицо с заводской пластико­вой накладкой полочки. При этом за ним образовалась не­большая ниша (над выштамповкой колёсной ниши и пат­рубками бензобака) под сал­фетки для торпедо/стёкол и прочую мелочевку. Для ис­пользования ниши подиум то­же сделан откидным.

     

     

    Для саба никаких вариан­тов, кроме ЗЯ-«стелса», я не ус­матривал. Даже сторона опре­делилась автоматически: в ле­вом крыле больше места. По грубым прикидкам получи­лось, что 15 — 17 л найти можно. Мало, но не смертель­но. Есть выбор динамиков и для таких условий работы. Вы­клеиваем «стеле». Поскольку холода еще не закончились, пришлось положить в салон домашний обогреватель, он легко протапливал крошечный салон до +30 — 35 градусов. При такой температуре поли-эфирка сохла очень быстро, только успевай укладывать оче­редной слой. Минус — салон провонял жутко, потом еще не­дели две приходилось ездить с приоткрытыми окнами. В ре­зультате всех стараний багаж­ник уменьшился на 20 см по ширине и на 1 см по высоте. То есть остался маленьким, но не исчез.

     

    Пришла весна, пора было приниматься за собственно му­зыку.

    С расположением мидбаса колебаний у меня практически не было. Под сиденьями места много, грех не использовать. Тем более трёхполоска, мидбас планировалось распускать не выше 250 — 300 Гц, а опыт аналогичных систем уже был (в том числе — описанный в «A3», №4/2005 и №6/2005). Система фиксации кресла на обеих направляющих мешает, конечно, но — ерунда, учтем и её. На этом этапе пришлось всё-таки сделать пару новых дырочек в основе сидушки, чтобы перенести тросик, иду­щий ко второй направляющей.

     

    Основной объём «подседельных» ящиков образован плоскими фанерными деталями

     

    Выступающая полукруглая часть собиралась из узких планок с оклейкой стеклотканью

     

    Прикидываем объем: по грубым оценкам, до 10 — 11л найти можно. А в таком объё­ме заработает уже немало мидбасов, даже 16-сантиметрового калибра. Поверхность с дина­миком наклонена несколько вперед, по прошлому опыту это должно дать более глубо­кую сцену и больше шансов из­бежать вертикального стояка.

     

    С серединками и пищалка­ми все понятно, начинается с тягания динамиков. И чем вы­ше требования, тем дольше тя­гаем. Я проездил неделю с СЧ-динамиками на 3-метровых проводах от «головы», каждый вечер с 20 до 23 сидя в машине и перенося их в кики, двери, на Торпедо, каждый раз надо ещё покрутить, и опять все по кру­гу. Исходя из тонального ба­ланса в первую очередь и сце­ны — во вторую, было выбра­но окончательное расположе­ние. Дальше — проще: лепим из композитного пластилина слепки торпедо, режем кольца под динамик, на обычном пла­стилине фиксируем кольца, ко­ротеньким (на часок) прослу­шиванием убеждаемся что по­ложение запомнили правильно. Потом убираем динамик, натя­гиваем старые футболки... в об­щем, по стандартной «трико­тажной» технологии. Снаружи подиумы было решено покра­сить под центральную часть торпедо. Шпатлёвкой была придана нужная форма, а даль­ше — малярам на покраску. Фактуру подобрали классно, получилось в стиле «как тут и было». Меня даже спрашивали, а не штатный ли этот комплект тюнинга на «Матис»?

     

    Готовые «подседельники» в готовом багажнике, для масштаба

     

    В рабочем положении из-под сиденья выступает только полукруглый «мыс» с отверстием для мидбаса

    Теперь уже — без отверстия. Мидбас и защитная сетка - на своих местах

     

    С пищалками всё еще про­ще. Я намеренно выбрал ВЧ-головки с минимальным диа­метром диафрагмы, при этом характеристики направленнос­ти улучшаются, а низкой резо­нансной частоты и большого запаса звукового давления мне не требовалось, в трёхполосной системе пищалкам была отве­дена роль «от 5 — 6 кГц». Уви­дев в «A3» №6/2005 (в том же номере, кстати, где был опуб­ликован один из моих опытов с напольной акустикой) тест акустики-трансформера Vibe SAk 50, я понял: это — моё. Мид бас — не мой, а пищалка — моя, пришлось компоненты набора разлучить...

     

    Установлены пищалки были по схеме «в лицо соседу». При­клеил корпуса, шпатлёвкой на­брал форму, нашёл кожу, по цвету и фактуре повторяющую основную, серую, часть торпе-до, и всех делов то. Опять же любители, даже продвинутые по части звука, думают, что это заводские стойки. Ну, я как бы скромно молчу. Заводские, так заводские, я не против. Главная движущая сила си­стемы — головное устройство Ural CDD. Благодаря его зву­ковому процессору в установке нет не только ни одного пас­сивного кроссовера, но и штатных фильтров усилителей. Встроенными кроссами CDD частота раздела «сабвуфер — фронт» задана 60 Гц, НЧ/СЧ фронта — 200 Гц, пищалки ра­ботают от 6 кГц. Монтаж голо­вного устройства проблем не вызвал, разве что пришлось переделать декоративную рамочку, она оказалась очень уз­кой и некрасиво «запала». Ито­го: в салоне все вписалось в интерьер, смотрится довольно естественно, не отвлекает на себя внимание и ничему не ме­шает. И звуком радует...

     

    Сразу после установки и настройки на открытии сорев­нований SPL-клуба в Киеве я занял 1-е место в классе «600+», обогнав на 0,5 очка старого знакомого постоянных читателей журнала А. Милю­тина (это как раз в его машине я ставил опыты с напольной акустикой «с рогами»).

    Через неделю на открытии сезона ЕММА-Украина резуль­тат тоже порадовал: 2-е место в ProUnlimited. Особенно гре­ло душу то, что даже в этом экстремальном классе оценки по звуку у меня были самые высокие, проиграл я более опытным оппонентам в ин­сталляции. Так ведь я и не хо­тел, чтобы «Матис» летал. Я хотел, чтобы он пел...

     

    Тип системы:

    аудио

    Состав:

    3-полосный фронт +

    сабвуфер

    Источник:

    Ural ConceRt CDD

    Усилители:

    Helix Precision B4, B2

    Акустика:

    Helix Precision 206, 204,

    Vibe SA-K1

    Сабвуфер:

    Vibe BlackAir 10 

     

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa