Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. MITSUBISHI ECLIPSE 3G. Второе сердце

    В природе двух сердец в одном теле не бывает. Либо три, как у осьминога, либо одно, как у всех остальных — берите что дают. Чтобы было два — это ещё потрудиться надо...

    Я не знаю, как вы свою машину покупали. Может, по результатам диагностики и осмотра снизу. Некоторые же люди (автор — из их числа) покупают по-другому. Сердцем, если угодно, только ещё непонятно — чьим. Смотришь одну, другую и вдруг видишь: эта тебя уже выбрала. Выбрала и смотрит: «Ну что, поехали? Я тебя возить буду куда скажешь, поехали, а?» У Олега, хозяина этого Mitsubishi, обе нынешние машины были куплены именно так. Volkswagen, который на каждый день, стоял в ряду неотличимо таких же. Но он один смотрел на будущего хозяина с надеждой. А Eclipse... Её под заказ пригнали из США для владельца какого-то то ли автосалона, то ли чего-то в этом роде. Пригнали, а у него или концепция, или настроение, или иные обстоятельства изменились, и Eclipse приткнули в дальний угол стоянки. Но и загороженная тушей предпродажно подготовленного внедорожника, машина высмотрела среди прохожих Олега и подала ему сигнал: «Вот же я, чего ты ждёшь?»

    Установка мультимедийной системы не должна была идти в ущерб едва ли не главному назначению машины: street racing и все такое

    Небольшой "приборный" козырек на торпедо вместил и акустику центрального канала. Не без хитростей...


    Сердца забились в унисон: четырёхкамерное у Олега и шестицилиндровое — у Eclipse, и совсем скоро машина переехала в приготовленный для неё гаражный бокс. Покупался автомобиль не для повседневных разъездов по пробкам или на дачу с багажом, для этого человеческий гений создал «Пассат-универсал». Там у Олега, кстати, музыка очень даже обыкновенная. А Eclipse была принята в гараж для езды с удовольствием. Не чуждый (ох как не чуждый, но сейчас не об этом) идее уличных гонок, Олег планировал известный объём тюнинга в машине, но на том этапе звук в перечень необходимых работ почти не входил. Разве только «голову» штатную заменить — уж больно страшная. Ну и динамики заодно поприличнее поставить.

    Фронтальная акустка - сдвоенная, но мидбасы - не идентичны

    Первый взгляд обманывал многих: "Eclipse разве среднемоторные?"


    Студия «КамертонАвто» находилась на одном из постоянных маршрутов Олега, туда он и заглянул, посоветоваться насчёт «головы» (тогда он это называл «магнитолой»). Мы ведь знаем, чем это иногда кончается, верно? Именно так и случилось. Уже на первой встрече разговор круто, с проскальзыванием колёс, стал поворачивать в сторону аудиосистемы, а не магнитолки и динамиков поприличнее. И в итоге вылился в проект, которым могут гордиться все участвовавшие стороны: владелец (он не сидел сложа руки), студия (ну, тут уж руки до кости стёрли) и сама машина, что вы думаете, они не чувствуют, что с ними делают? Да что вы за люди, не пойму...

    "Родные" задние фонари первыми отправились на казнь

    "Блок цилиндров" акустического мотора до установки усилителей и сабвуферов

    Объема гигантской двери хватило на оба мидбаса

    Опора мидбасов - высокие сдвоенные "колодцы"

    Пока нет сиденья, можно увидеть: торец "мотора" стал центром силовых коммуникаций


    Сдвоенные тылы работают на закрытые объемы с апериодической нагрузкойНачалось всё, действительно, с «новой магнитолки», если это справедливо по отношению к мультимедийному двухдиновому JVC с многоканальным звуком. Раз так — значит, уже и фронт, и тыл, и, уж коли на то пошло, центр надо делать всерьёз. Сабвуфер — это вообще не обсуждается. Роман, автор и главный дирижёр проекта, рассказывал, что многие идеи установки приходили как бы из воздуха, по дороге в студию. Например, необычная сдвоенная акустика фронта. Здесь установлены два комплекта компонентных Hertz HSK 165, но... разных. Один комплект — стандартный, там в роли мидбаса — головка HV 165 с полипропиленовым диффузором, а во втором мидбас сменили на HV165 L — это версия для трёхполосных систем, с «жатым» целлюлозным диффузором и параметрами, оптимизированными для области нижних частот.
    Оба мидбаса работают на общий для них объём двери, дверь у купе большая, хватает обоим. Разумеется, дверь была существенно доработана: укреплены и демпфированы все имеющиеся поверхности, а там, где их недоставало — в технологических окнах внутренней панели, были поставлены новые, из нескольких слоёв жёсткой «шумки». Накладных подиумов, выступающих за естественные обводы обивок дверей, Роман не признаёт, поэтому обивки были переделаны так, чтобы мидбасы в них утонули. Сами головки при этом опираются на сдвоенную проставку из нескольких слоёв MDF, а после сборки обивка двери, фланец динамика, пластиковое опорное кольцо, проставка и панель двери стянуты в нерушимый бутерброд. Логотипы на решётках, не вполне соответствующие марке динамиков, появились в ходе подбора деталей, оптимально вписывавшихся в конструкцию. Опорные кольца тоже не «родные», они — от акустики Helix, просто на них не написано. А где было написано — оставили в знак благодарности к марке-донору.

    Пищалки установлены в классических местах. В обоих сразу...


    Пищалки — тоже сдвоенные, но идентичные. Их установили нетрадиционным образом, объединив в одной системе два классических варианта расположения ВЧ-излучателей. Одна пара пищалок — на стойках, вторая — в уголках зеркал. Это был (и есть, он не завершён) эксперимент, с помощью такой конфигурации Роман и Олег хотели испытать возможность настройки системы путём перераспределения мощности между пищалками, причём без поканального усиления, одними пассивными фильтрами и аттенюаторами. И пищалки, и мидбасы включены через штатные кроссоверы и соединены в параллель на входах фильтров, образуя двухомную нагрузку для каждого из двух каналов четырёхканального Helix Dark Blue. Оставшаяся у него пара каналов работает на тыл (читай — сурраунд, на выхлопе JVC — полноценный многоканальный звук). Тыл сделан любопытно. Четыре включённых попарно-параллельно 13-сантиметровых коаксиала Hertz HCX 130 установлены в эдакую арку, протянувшуюся между бортами машины. Арка эта — не просто опора для динамиков, но и элемент акустического оформления, снизу к рельефной композитной поверхности приделаны объёмы для мидбасов тыла. «Закрытые объёмы», — поправит нас иной читатель-буквоед и будет не прав. Полуоткрытые. Роман уже довольно давно оценил достоинства редко кем применяемой апериодической нагрузки, здесь она и использована: одна из стенок акустического бокса на каждом борту сделана перфорированной и зашита несколькими слоями синтепона (число слоёв подбиралось опытным путём). 

    Так выглядит звуковой мотор после запуска


    Моторная идея определенно захватила ее авторов: даже межблочники проложены наподобие высоковольтных проводовАналогичным образом устроено и оформление акустики центрального канала. Хронологически центр даже выступил первым в применении апериодической нагрузки, если в тылу были варианты, здесь их не было. В первой версии, ещё прикидочной, 4-дюймовый коаксиал центра поставили free air, он работал на всё «подторпедное пространство». И оказалось, что это не подходит. При уровнях сигнала, соразмерных с отдачей фронта на особо напряжённых местах саундтрека, например, когда в «Перл Харборе» самурайский аэроплан пролетает над головой, центральный динамик захлёбывался, словно возмущаясь наглостью японской военщины. Попробовали классический ЗЯ, но даже не успели толком допробовать — места внутри торпедо не хватало под сколько-нибудь пристойный объём, а городить египетскую пирамиду — против принципов конструктора системы и вкусов её заказчика. Выручила апериодика: центральная акустика «дышит» под торпедо через акустический тормоз, аналогичный применённому (потом) в тыловом звене.
    Багажник... Это отдельная история, сами, небось, видите. Роман и Олег, к этой фазе работы над системой — уже команда единомышленников, двигали компоненты и так и эдак, пока в голову (они сейчас даже не могут вспомнить, в чью) пришла идея собрать из компонентов аудиосистемы как будто второй мотор. И тоже V6, разумеется.
    «Блок цилиндров», если можно так выразиться, образован корпусом сабвуфера. Он (закрытый ящик объёмом 60 л на обе головки) состоит из двух частей, базирующихся по «центральному шпангоуту» — плите из MDF, опирающейся на пол багажника. От неё вниз идёт мощная, с толщиной стенок около 20 мм, стеклопластиковая оболочка, она занимает всю нишу для запасного колеса (от него отказались). При выклейке оболочки в «Камертоне» используют фирменный приём, когда у готового изделия внешний слой — не жёсткий стеклопластиковый, а демпфирующий любые паразитные призвуки от контакта с кузовом слой виброизоляции. Выше «мидельшпангоута» находится надстройка овального сечения (плоские поверхности — MDF, криволинейные — стеклопластик), на вершине которой стоят две «десятки» MTX пафосной «восьмитысячной» серии. По бокам получившегося «воздушного фильтра» — головки Там, где положено быть помпе, устроился маленький двухканальник для центрального каналацилиндров «второго мотора», четырёхканальные Helix Dark Blue. Один из них мы уже пристроили, второй такой же работает на сабвуферы, они подключены каждый к своей паре каналов мостом. В итоге все восемь каналов работают или на 2 Ом, или мостом на 4, что тоже как бы на 2, чувствуете единство концепции? Всего по два, даже Ом в нагрузке...
    Восемь... погодите, а центр? Для него поставили отдельный усилитель — компактный двухканальный Thunder 202. Он спрятался в нижней части блока цилиндров и работает на свою акустику только одним каналом. Как же так? Нарушение концепции? Впрочем, кажется, единственное: с другой стороны агрегата установлены два буферных конденсатора, восстанавливающие двойственную гармонию.
    Отдельный аспект тюнинга машины — светотехника. Штатную оптику, по выражению Романа, «казнили первой», фары собрали из модулей Hella, назад — светодиодные кольца, вперёд — ручной работы линейки из самых ярких 4-кристальных светодиодов, какие можно найти. Хозяин машины это гарантирует: искал по всему городу сейчас уж не помнит сколько, то ли неделю, то ли две. Наверное, две — такая концепция...

    RTA

    Конечно, с АЧХ ещё поработать надо, это видно (и слышно). Но некоторые вещи уже сейчас вызывают позитивный интерес. Суббасовая часть характеристики не очень хорошо согласована с мидбасовой, резко, на 13 дБ (по распечатке анализатора) падая на частоте раздела «фронт — сабвуфер». Зато АЧХ собственно сабвуфера — любопытная, она от 63 Гц и до самого низа укладывалась бы в «трубку» ±4 дБ, если бы не пик на 25 Гц, неизвестно откуда взявшийся, от него и мощные тактильные импульсы, к гадалке не ходи. Средние частоты в нынешнем состоянии системы — тоже повод для заботы, пик на 400 Гц придал звучанию несвойственные некоторым голосам мужественные нотки, а провал чуть выше 1 кГц лишил эти же голоса немалой доли эффекта присутствия. В общем, надо ещё кое-что довести, благо известно что.

    SQ

    Сразу стало слышно: временная коррекция в системе не применяется (да её у этой модели JVC и нет). Голос солистки Magic Pump оказался строго перед водителем, на комфортном расстоянии, но, увы, недостаточно сфокусированный, опыты с двойными пищалками несомненно придётся продолжить. Или свернуть, в зависимости от успеха. Очень хорошо при этом расположены в пространстве сцены искусственные эхо-призвуки, которыми изобилует эта запись, они не смешивались с основным звуком, но в голосе ясно слышась тональная разбалансированность, от женственности, присущей голосу хорошо нам (на слух) известной певицы, осталось лишь воспоминание. Соло на ударных (дорожка 11 «АудиоДоктора») прозвучала непривычно: сцена оказалась сдвинута вправо, как будто сел чуть в стороне от музыканта, но осталась цельной, её словно перенесли вдоль приборной панели одним куском. Басы (на всех дорожках) прозвучали мощно, с выделенной даже на умеренных уровнях тактильной компонентой, звук в этой системе любит «толкаться». Турецкий барабан был большим и с густым, солидным звуком, но тональность ударом разнилась не очень. Запись мотоцикла с «Focal Tools» системе явно понравилась, сабвуферы трясли всё в салоне (включая слушателей) с редким задором и рвением, пытаясь вынести мозг присутствующим, пока не кончилась запись.

    SUM

    Тип системы: мультимедиа
    Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
    Источник: JVC KW-AVX800
    Усилители: Helix Dark Blue 4, MTX Thunder 202
    Акустика: HSK 165, HCX 130, HCX 100
    Сабвуферы: MTX T8510-04

    СТУДИЯ «КамертонАвто»
    РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Роман ЗЕМСКОВ

    Источник: журнал Автозвук, 03/2008. Рубрику ведет Михиал ГАБРИЕЛОВ

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa