Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • ШОУ-рум/инсталляция. Долгая история. Цепочка перевоплощений Toyota VITZ

    Сама по себе идея построения соревновательного автомобиля, демонстрирующего немалые возможности техники бюджетного уровня, не нова. Как правило, инициатива в таких случаях исходит от дистрибьютора этой самой техники, а вот реализацию поручают не абы кому, а только маститым, признанным специалистам.

    Как ни крути, возможности бюджетных компонентов ограничены, и выжать из них максимум сможет далеко не каждый. В этом отношении у Юрия Пацановского, владельца и идейного вдохновителя студии «Камертон», послужной список был что надо: тут и на редкость удачные клиентские инсталляции, и трехлетний опыт участия в соревнованиях EMMA. В результате именно ему и достался заказ от крупной пермской компании, занимающейся торговлей автомобильной электроникой. Правда вскоре инсталляция сошла с намеченной орбиты, и теперь говорить о составляющих ее компонентах «бюджетные» как-то неловко. Выбирая базовый автомобиль, создатели проекта изначально не планировали тратиться на суперкар и собирались остановиться на какой-нибудь модели из ассортимента Волжского автозавода. Но тут очень кстати на глаза им попалась Toyota Vitz - компактный автомобиль для внутреннего рынка Японии, сошедший с конвейера в 2000 году. Пробега по России у машины на тот момент не было, и авторы проекта решили исправить это досадное недоразумение. Даже поверхностный осмотр показывал, что для построения серьезной инсталляции «Витз» подходит прекрасно. Во-первых, щиток приборов здесь изначально располагался в центре консоли, а значит, края торпедо можно было использовать, не затрачивая лишних усилий на пересадку спидометра и прочих датчиков подальше от рулевого колеса. Более того, панель буквально просилась «под нож»: между лобовым стеклом и функциональной частью торпедо в миниатюрном Vitz расположено пластиковое поле размером с небольшую взлетно-посадочную полосу. Единственное его назначение - создавать так любимое маркетологами «ощущение объема». Грех не задействовать все это богатство под автозвуковые нужды. Несмотря на скромные габариты, Vitz обладает изрядным запасом свободного пространства под сидениями и в недрах консоли, да и багажник у машины совсем не такой маленький, как можно было бы подумать. Осталось решить, как всем этим распорядиться.

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
    "Очень много сил ушло на подбор и прослушивание компонентов..."
    ЮРИЙ ПАЦАНОВСКИЙ, автор проекта
    Автомобиль оказался очень удобным для установки сложной музыкальной системы, машина легко разбирается до голого железа. Собственно изготовление деталей требует, конечно, аккуратности и терпения, но никаких серьезных проблем по сути не представляет. Зато много времени и сил потребовали подбор и отслушивание компонентов. Например, установка нового головного устройства влекла замену усилителя, который в паре с прежним ГУ никаких серьезных нареканий не вызвал. Очень долго выбиралась кабельная продукция, пришлось протестировать множество образцов.

    ЧЕРНОВОЙ НАБРОСОК

    Строительство первой версии системы заняло больше года и закончилось аккурат к очередному этапу ЛАС. На момент дебюта установленная в машине система была почти целиком построена на компонентах Mystery. Кстати, этого «почти» могло и не быть, если бы мультимедийная станция MMD-9100 оправдала надежды установщиков и получила роль головного устройства. Однако жизнь распорядилась иначе, и на передней панели обосновался Clarion HX-D2. Строительным материалом для фронтальных и тыловых АС стали четыре трехполосных комплекта Mystery МР-3006К, причем обе пары мидбасов достались «фронту». На ультранизкие частоты отвечала пара 10-дюймовых сабвуферных динамиков из серии Odin. Усилением фронта занимался четы-рехканальник МВ-4.400 (одна пара выходов на сдвоенные мидбасы, другая - на твитеры и мидрейнжи, разделенные кроссовером). На тыловые головки был нагружен МВ-2.140, а тяжелой артиллерией системы занимался моноблок МВ-1.700 D. Упоминавшуюся мультимедийную станцию Mystery MMD-9100 тоже на пенсию не отправили - она стала чем-то вроде заместителя «Клариона» по мультимедийной части и, кстати, сохраняет этот пост по сей день. В таком виде система заполучила 130 баллов в соревнованиях по FSQ - этого оказалось достаточно, чтобы получить первый в истории машины кубок. И сразу за первое место. Писать об этой версии инсталляции более подробно особого смысла нет. Почему? Посмотрите на нынешнюю схему системы и попытайтесь найти что-то общее. Найти, в общем, можно, но далеко не сразу.

    БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ

    Дальнейшие изменения инсталляции отражали то состояние поиска, в котором пребывал все это время ее создатель. Череда этих перевоплощений напоминает одновременно гомеровскую «Одиссею», детектив Агаты Кристи и историю одного здания в центре Парижа, которое в разное время успело побывать детским садом, мэрией и психиатрической лечебницей. Реформы, как теперь заведено, начались сверху. То есть с высокочастотных динамиков. Первоначально место отправленных на покой Mystery заняли DLS UP1. Эффект был, что называется, налицо. По словам Юрия, тарелки барабанной установки наконец-то начали напоминать музыкальные инструменты, а не жестяную емкость для стирки белья. Хорошо, но мало: глубина сцены прорисовывалась недостаточно, так что места в стойках, снова сделавшихся вакантными, заняли пищалки AD Т100. Так удалось добиться и достойной глубины и отодвинуть сцену на необходимое расстояние, но ранний спад на самых верхних частотах нарушал прозрачность звучания. Затем настала очередь Focal TN-51 -все бы хорошо, но теперь звучание сделалось чересур холодным. Сердце успокоили Scanspeak D2904/600000.

    СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

    Дальше на очереди оказались сред-нечастотные динамики. И тут одним только перебором компонентов дело не закончилось. Первыми, кто пришел на смену компонентам комплекта Mystery МР-3006К, были головки бренда Rainbow. Результат опять-таки очевидно улучшился: искажения практически пропали. Однако центр сцены упорно отказывался фокусироваться там, где положено. Памятуя, как удачно прижились в верхнечастотной секции динамики Scanspeak, установщик попытался повторить успех и в «середине», однако все оказалось не так просто. К собственно звуку претензий не было - эти динамики блестяще подхватывали инициативу уже на 200 Гц и выдавали прекрасный результат, но вот с «музыкальной геометрией» все равно было что-то не то. Как выяснилось, проблема досталась по наследству еще от первой версии инсталляции - среднечастотники располагались по краям консоли и были направлены таким образом, что частично играли на отражение от лобового стекла. А звук, состоящий из смеси прямых и отраженных волн, тяжело контролировать, просчитывать и настраивать. Чтобы раскрыть потенциал головок Scanspeak, пришлось бы полностью переделывать торпедо и заведомо расстаться с несколькими баллами, которые судьи неизбежно вычли бы за ухудшение обзора. Делать нечего - пришлось помахать «сканспиковским» головкам ручкой и водрузить на их место среднечастотники Focal 3W2 из серии Utopia Beryllium. Объем закрытых корпусов при этом уменьшили с изначальных 1,8 л до одного литра.

    БАГАЖНИК
    В багажнике установлен сабвуфер, состоящий из двух 10-дюймовых динамиков Hertz ES 250D, работающих в закрытых 25-литровых корпусах. При необходимости сабвуфер можно легко откинуть назад, получив доступ к запасному колесу. Кроме того, здесь установлен усилитель DLS A4 Big Four, который качает саб и фронтальные мидбасы.

    ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО
    Когда-то давно на этом месте располагался перчаточный ящик, потом его место занял Clarion HX-D2, со временем передавший эстафету Pioneer DEX-P90RS. Сигнал с "девяностого" поступает на размещенный в багажном отсеке процессор DEQ-P90, который распределяет его между остальными компонентами.

    МУЛЬТИМЕДИА
    Мультимедийная составляющая системы включает Mystery MMD-9100, потолочный монитор и тыловые АС (которые, естественно, работают вместе с фронтальными), состоящие из мидрейнджей и твитеров комплекта Mystery MP-3006K.

    РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

    На следующем этапе ситуация сложилась, скажем так, полуреволюционная - то есть верхи уже могут, но низы все еще не хотят. В первую очередь решено было отказаться от сдвоенных НЧ-динамиков - никак не удавалось решить проблемы с локализацией баса. НЧ-звено Mystery продержалось в машине дольше остальных фронтальных динамиков этой марки, но и его пришло время менять. В дверях поочередно отметились компоненты Focal, Audio Development и Rainbow, но в результате оптимальным вариантом показались Dynaudio 240 GT. Оптимальным, но не идеальным -эту составляющую систему Юрий рассматривает скорее как временную. Продолжение эпопеи - в задней части салона и багажнике. Первого взгляда достаточно, чтобы заметить, что усилительная секция изменилась ничуть ни меньше, чем фронтальные АС. По бокам задних кресел расположились усилители головок «верхней зоны»: рядом с правым пассажиром под обшивку встроен двухканальник DLS RA20, нагруженный на пару среднечастотников, а напротив расположен Sinfoni Amplitude 90.2, который подключен к высокочастотным головкам. О появлении в машине последнего компонента стоит сказать особо. Пока системой заправлял Clarion HX-D2, с усилением высокочастотного сигнала прекрасно справлялся компонент DLS. Однако когда в центре консоли появился Pioneer DEX-P90RS, картина резко изменилась. Конфликт с новым руководством и увольнение - такая вот производственная драма. После знакомства с кандидатами, место в левой боковине занял двухканальник Sinfoni.

    ТВИТЕРЫ И СРЕДНЕЧАСТОТНИКИ
    Каждый компонент фронтальных АС занял свое место не просто так, а буквально отбил его у "конкурентов". Например, на месте этих Scanspeak D2904/600000 успели побывать пищалки брендов Mystery, DLS, Focal и Audio Development. Среднечастотные головки Focal 3W2 из серии Utopia Beryllium установлены в закрытых литровых объемах. Головки направлены вверх и играют на отражение от лобового стекла.

    МИДБАСЫ
    Мидбасовые динамики Dynaudio заняли место в дверях после того, как Юрий остался недоволен результатами экспериментов с аналогичной продукцией Focal, Audio Development и Rainbow. А в самой первой версии системы мидбасовую секцию составляли спаренные головки Mystery.

    БАГАЖНИК-ТРАНСФОРМЕР

    Теперь на очереди багажный отсек. Здесь расположен сабвуфер, отведенный ему усилитель и процессор Pioneer DEQ-P90, соединенный с головным устройством по оптике. Основное внимание имеет смысл уделить наиболее массивным компонентам: четырехканальнику DLS А4 Big Four, который качает все четыре динамика низкочастотной секции -фронтальные мидбасы и сабы, а также массивному корпусу, в который заключены два 10-дюймовых динамика Hertz ES 250 D. Ящик, кстати, содержит два независимых закрытых объема по 25 литров каждый и выполнен по смешанной технологии: тыловая часть из фанеры, фронтальная - из стеклопластика. Чтобы компоненты не слишком мешали ремонту и обслуживанию автомобиля, Юрий соорудил в багажнике сварную раму. К ней шарнирами присоединена алюминиевая конструкция, к которой крепится усилитель. Корпус сабвуфера сдвижной. Если необходимо добраться до скрытого под фальшполом отсека с запасным колесом, достаточно откинуть спинки задних кресел, отсоединить крепления сабвуфура (благодаря наличию роликов, его можно легко откатить в сторону салона, освободив доступ к багажнику) и нажатием кнопки поднять раму, к которой крепится усилитель. Путь открыт: хочешь -колесо меняй, хочешь - лампочки в задних фонарях. При наличии соответствующего навыка вся операция займет не более 30 секунд. Несправедливо было бы обойти вниманием использованную в системе кабельную продукцию, тем более что общая длина опробованных и отслушанных в ходе работы проводов измеряется, наверное, километрами. Большая часть проводки выполнена на продукции Tchernov Audio и DLS, но этими названиями перечень вовсе не ограничивается. Что касается акустической проводки фронта, то на твитеры пущен кабель бренда Nordost, на сред-нечестотники - QED, на мидбасы - «черновский» Original. Среди межблочных соединений после длительных мук выбора нашла свое место продукция Purist Audio Design. Как принято говорить, результат стоил вложенных усилий. Ни с одного регионального этапа EMMA Юрий без кубков еще не уезжал. На финале 2008 года в Москве он показал второй результат по звуку в своей категории, но подвели недочеты в инсталляции - в итоге четвертое место. До бронзы не хватило всего четырех очков. Обидно, конечно, но ничего неисправимого тут, пожалуй, нет. И в том, что мы еще много раз увидим Юрия на пьедесталах крупнейших автозвуковых соревнований, сомнений тоже нет ни малейших. Подобные истории просто так не заканчиваются.

    Источник: журнал Car&Music, март 2009. Текст: Георгий Белов, Фото: Алексей Трошкин. Студия КАМЕРТОН

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa