Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Помогите! Шумоизоляция от звука (продолжение)

    Тишине покой не снится
    Шумоизоляция от звука
    (продолжение)

    В прошлый раз, рассуждая о шумоизоляции,мы пришли к выводу, что комфортное пребывание внутри автомобиля в течение длительного времени - это далеко не роскошь,а задача первой необходимости. Времена нынче      стремительные и динамичные - приходится много перемещаться, двигаться, шевелиться и развиваться. Все это хочется делать с большим комфортом... вот автомобили и обрастают автоматическими коробками передач, кондиционерами и, разумеется, великолепными аудиосистемами.
    Без всех этих благ жизнь уже не кажется нам столь дружелюбной. Хотя существует теория, по которой все эти дополнительные удобства нам навязаны потребительским рынком, а необходимость их иметь заставляет нас„шевелиться и шуршать" еще энергичнее, все больше и больше затягивая себя в водоворот доходов и расходов. Никому же не было плохо лет„-дцать" назад без мобильных телефонов - жизнь и без них была хороша. Интересно, как далеко может зайти человечество в погоне за комфортом и достатком? Но оставим глобальные проблемы на потом. Мы здесь и сейчас, мы любим свое дело, любим автомобили, хороший звук и все то, из чего он состоит. А состоит он из идеи, компонентов, шумоизоляции, установки и настройки - пропустив хотя бы одно их этих звеньев, мы будем долго и сильно жалеть о потраченных средствах в прямом смысле этого слова. И, напротив, продумав всю концепцию установки и тщательно подобрав компоненты, жалеть о потраченных средствах мы не станем ни минуты, поскольку достойное удовольствие всегда перевесит горечь расставания с деньгами.

    ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
    Сегодня мы продолжаем рассматривать „пункт номер три" в последовательности того, что гарантирует хорошее звучание бортовой аудиосистемы автомобиля -а именно шумоизоляцию как элемент дополнительной акустической обработки автомобиля при инсталляции аудиосистемы. Итак, что же получится, если мы купим отличные динамики, усилитель, головное устройство и установим все это в своем автомобиле? Делаю акцент - установим хорошо, грамотно, укрепив посадочные места для АС и применив высококачественные кабели и расходники, но исключив из списка работ пункт „шумоизоляция" (часто бывает так, что заказчик говорит:„У меня же „Мерседес" - он и так весь шумоизолирован!"). Ответ прост - ничего не будет, точнее, пожалеете, но это уже будет потом! Включаем только что рожденную систему и слушаем - скрипящие двери, бубнящий гипертрофированный то ли бас, то ли багажник, да плюс ко всему еще и„сверчки" поют по всему вроде бы когда-то тихому салону. Все это - обычная картина, наблюдаемая после инсталляции без сопутствующей шумовиброобработки. Понятно, что ни стоимость выбранных компонентов, ни дороговизна установки никак не повлияют в данном случае на конечный результат. Почему же так происходит и что является основным возмутителем спокойствия в салоне автомобиля?

    ВСЕ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ
    Преобразовывая электрическую энергию в механическую, каждый динамик аудиосистемы автомобиля при работе сотрясает не только воздушное пространство вокруг себя, но и все, к чему он прикасается: посадочную поверхность, установочные фланцы, обшивки дверей, опорные плоскости и т. д. В контексте нашей беседы работающий динамик я бы сравнил со включенным электромотором, обороты которого постоянно меняются в рваном ритме - непредсказуемо -то резко увеличиваются, то падают; и у которого на валу вместо шкива надет немаленький такой эксцентрик. Грубоватое сравнение, но сразу становится понятно, как все вокруг прилегающее и примыкающее трясется, вибрирует, издавая никому не нужные звуки. Вот он виновник всех бед, причем, чем больше динамик, тем больше паразитных призвуков он издает. И это еще полбеды - мы не разбирали побочный эффект, возникающий при распространении собственно музыкальной информации - рабочая звуковая волна бьет по„неокрепшим" панелям кузова и салона тоже неслабо и нетихо, как вы уже сами догадались. Проблема выглядит еще острее, когда становится ясно, что весь этот посторонний шум-гам и убрать-то нельзя. Хорошая шумоизоляция способна его более или менее уменьшить, но убрать полностью - практически никогда. Всегда найдется такой музыкальный трек, который заставит„подать голос" намертво заглушённую дверь или „укатанную" двадцатью пятью слоями заднюю полку.

    ВСЕ ДВЕРИ В АВТОМОБИЛЕ
    Поскольку основные динамики - фронтальная пара или тройка - чаще всего устанавливаются в передних дверях, то с них и начнем. Тело двери - простая „консервная банка", именно так ее и нужно рассматривать перед тем, как начинать вибро-и шумообработку. Разобрав дверь, вынимаем штатный динамик и начинаем обезжиривать все большие металлические поверхности, на которые будет нанесен вибродемпфирующий материал. Тут следует сделать небольшой экскурс в теорию шумоизоляции. Подготовленный читатель помнит, что весь этот процесс, кроме разборки и сборки, делится на две части. Первая - вибродемпфирование поверхностей, второе - непосредственно шумоизоляция. Для первого этапа работы соответственно применяем вибродемпфирующие материалы (напомню они тяжелые и плотные - Kicx Extreme 2, Exclusive 2 или 4,5ТР„,Визомат МП" и проч.). Обезжириваем и разогреваем поверхность и наносим вырезанные по месту фрагменты вибродемпфирующего материала. Воздушные пузырьки и неплотное прилегание материала недопустимы. Помните, демпфирующий материал работает, только прилегая всей своей поверхностью к металлу - в этом вся суть, иначе он не работает. Обработке подлежит внутренняя часть „внешнего железа" и внешняя часть„внутреннего железа" двери. Оклеиваются все технологические окна так, чтобы при разобранной двери и опущенном стекле само стекло нельзя было увидеть или дотронуться до него. На многих современных автомобилях, таких как WV Passat, Mazda 3, Audi добраться до внутренности двери не так-то просто - придется вынимать стекло или внутреннюю усиливающую вставку. Пренебрегать этими действиями ни в коем случае нельзя, поскольку, по закону подлости, самые„поющие" панели двери находятся в самых труднодоступных местах. Итоговая виброизоляция двери должна выглядеть следующим образом: как минимум две поверхности должны быть покрыты изолирующим материалом. Проверить плоды своего труда очень просто - можно постучать костяшками пальцев по уже обработанной двери и послушать звук - он должен быть глухим и тихим, приблизительно таким же, как если вы постучите по колесу автомобиля.

    КОЕ-ЧТО В ДВЕРЯХ
    Следующий источник паразитного звука в двери - это тяги и приводы замков и стеклоподъемников - шума от них не меньше, однако, по „составу" он другой -мелкий визгливый дребезг. Тяги по возможности обматываем мягкими тонкими материалами, не препятствующими их свободному перемещению в направляющих. Сочленения и шарниры тяг между собой также могут образовать „рабочую пару", тут можно посоветовать применить дополнительно густую консистентную смазку типа,"Литола", нынче она продается в приятных тюбиках. Гремящие приводы стеклоподъемников и замков дверей можно утихомирить подобным же способом. Обшивка двери, хоть и не металлическая, скрипеть под воздействием динамика тоже очень любит. Звук от нее похож на неприятный глухой треск, постоянно сопровождающий любую басовую составляющую. Выход тот же -демпфируем обшивку теми же материалами, что и металлическую дверь, с той разницей, что толщина материала может быть минимальной. Для этого замечательно подойдут обрезки, оставшиеся от первой части работы.

    ЭКРАН ДЛЯ МИДБАСОВ
    Второй этап в акустической обработке дверей - нанесение мягкого шумоизолирующего слоя. Материалы на данном этапе используются совсем другие - легкие пористые, не впитывающие влагу. Подойдет тот же ППЭ номер два или более известный СПЛЭН 3002,3004, соответственно 2 и 4 миллиметра толщиной. Обработать им лучше везде, где только можно, и по площади как минимум перекрыть весь вибродемпфирующий слой, которым для эффекта, напомню, достаточно обработать только 40-60 процентов поверхности. На обшивку дверей тоже следует нанести такой материал. Когда работа окончена, попробуйте собрать дверь обратно. Думаю, вряд ли получится. Это нормально - немного работы ножом и ножницами, и все встанет на свои места. Теперь дверь готова (подразумеваем, естественно, что и мидбасовый динамик давно уже укреплен и стоит на своем месте) служить акустическим оформлением, похожим на тип „бесконечный экран". Кстати, об этом нужно позаботиться заранее и подобрать динамики именно под такие условия работы. Превращать дверь в совсем уж наглухо заколоченный склеп не нужно, да и не удастся - пусть она себе спокойно и комфортно проветривается через предусмотренные вентиляционные отверстия - вашему же динамику лучше будет.

    БЕЗ ЗАМЫКАНИЯ
    Теперь о среднечастотниках, т. к. вокруг„пищалок" по понятным причинам, все наглухо демпфировать я не предлагаю... хотя перед установкой повертеть их рекомендую - определение оптимального их расположения тоже в своем роде борьба с нежелательными резонансами. Среднечастотники сотрясают все вокруг не так упорно, как мидбасы, тем не менее, уделить им внимание стоит. Если ставите их в дверь, то позаботьтесь, чтобы не возник так называемый режим „акустического замыкания" с мидбасами, создав им надлежащий экран. Сделать его можно как раз жесткими демпфирующими материалами. При установке СЧ-динамика в торпедо посадочное место также стоит обработать. Создавать среднечастотному динамику объем или нет - лучше определить по результатам прослушивания. Создание такого объема можно рассматривать как одну из настроек, так как наличие замкнутого пространства позади СЧ-динамика влияет на воспроизведение средних частот.

    „ПОДУШКА" ДЛЯ НЧ
    Наконец мы добрались до самого мощного источника звуковых колебаний как нужных, так и ненужных - до сабвуфера. Устанавливать саб и не позаботиться о его шумоизоляции - себе дороже. Располагается басовый динамик, как правило, в багажнике и при работе вызывает вокруг себя море лишнего шума: грохот задней полки, дребезг задних фонарей, шум от крышки или двери багажника, а также - от обшивки колесных арок и заднего сиденья. Бороться со всем этим нужно по классическим канонам: первый этап - демпфирование, второй - звукоизоляция, и всего побольше. Обработке подвергнуть стоит пол, задние арки, крышку багажника и ниши задних крыльев. Теперь сабвуфер, установленный в таком обработанном месте, будет вести себя совсем иначе, а в качестве „побочного" приятного эффекта вы заметите, что автомобиль ваш на ходу стал более тихим. Тут вновь оговорка: коль уж мы коснулись обсуждения вопроса работы сабвуфера, не поленитесь и продумайте, каким же образом звук от него будет попадать в салон - к ушам водителя и пассажиров. Дело в том, что даже самый глухой багажник начнет постанывать, если могучему сабу некуда будет выплескивать свою энергию. Лично я рекомендую соединить два пространства - багажник и салон автомобиля. Обычно это делается либо с помощью акустического просветления задней полки, либо с помощью откидного подлокотника заднего сиденья. Теперь и вы, как слушатель, будете наслаждаться неискаженным чистым звучанием системы, и призвуков посторонних станет заметно меньше.

    ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ КРЫША
    Интересная штука эта крыша - живет вроде бы своей собственной жизнью, никого не трогает... зачем, спрашивается, трогать ее? Оказывается крыша - это самый большой источник шума, поскольку, по сути, это самая большая плоскость автомобиля. Сама по себе она может и помалкивать, но при работе сабвуфера излучать самостоятельно - это ее самое любимое занятие. Кто не верит, установите сабвуфер, покатайтесь, а потом шумоизолируйте только одну крышу - увидите, что получится... точнее - услышите. Бас станет явно другим, его станет меньше, но он будет плотнее, ниже, и паразитный гул куда-то исчезнет. Обрабатывать крышу лучше самыми тонкими и легкими материалами - толстые время от времени будут норовить отклеиться, а вы помните, что вибродемпфер работает, только будучи плотно приклеенным к поверхности. Поэтому миллиметрового „Вибропласта" или 2-миллиметрового СПЛЭН'а 3002 для обработки крыши хватит за глаза.
    И вот он итог. Он прост и утешителен, а главное - состоит всего из нескольких слов: каждая точка установки динамика потребует шумоизоляции. Не игнорируйте этого. Иначе - читайте весь этот текст сначала. СМ

    Источник: журнал Car&Music, ноябрь 2007г., Текст Александр Пеньков, ведущий эксперт CAR AUDIO 

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa