Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Мастер-класс. Процесс настройки.

    Процесс настройки.

    Car&Music №3, Мастер-класс.

    ТЕКСТ ЭРАЗМ ХАЗАРОВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ТРОШКИН.

    Спонсоры проекта: торговая марка „Oris Electronics", технический центр „Car Systems".

     

    Как и обещали в предыдущей публикации рубрики „Мастер-класс", в настоящем материале мы поговорим о процессе настройки компонентов, причем речь сейчас пойдет о наиболее интересном варианте включения, когда полностью задействуется солидный арсенал устройств обработки звука нашего головного устройства „Pioneer DEH-P8600MP". Иными словами, на .повестке дня вопрос настройки „процессорной" аудиосистемы.

     

    Предыстория

    Для начала освежим в памяти читателя перечень установленных в редакционной „восьмерке" компо­нентов и некоторые особенности их монтажа. Итак, компанию вышеназванному CD-ресиверу составля­ют фронтальные ACOris PS-16.2", одноименные уси­лители из серии „Charisma" и сабвуфер „AMW12". Основные динамики размещены классическим обра­зом: мидвуферы в двери с доворотом в центр сало­на, твитеры на стойках с легким наклоном в сторону лобового стекла, а сабвуфер помещен в корпусполосового типа и расположен в багажнике. В общем, схема вполне классическая.

     

    Подготовительные работы

    Первая операция, которую мы провели, приступив к настройке аудиосистемы, заключалась в разграни­чении частотных полос, поступающих на твитер и мидвуфер. Для разделения звукового спектра мы использовали кроссовер головного устройства, выбрав фильтры второго порядка и частоту разделе­ния 4 кГц. Последнее значение в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку впос­ледствии будет скорректировано по результатам прослушивания, а в настоящее время выбрано толь­ко из соображений защиты от повреждения ВЧ-динамика.

     

    Второй шаг — регулировка входной чувствитель­ности усилителей. О том, как ее выполнить, вы може­те узнать из инструкции к вашему аппарату или из следующего материала рубрики „Мастер-класс", где мы собираемся описать более простой и точный метод, чем предлагают производители.

     

    Заключительный этап в предварительных процедурах — ограничение нижней граничной частоты НЧ/СЧ-головок из комплекта фронтальных АС. Чтобы справиться с этой задачей, запаситесь тестовым диском с частотной „нарезкой", затрагивающей басовый диапазон (40-150 Гц). Этим требованиям хорошо соответствуют специальные компакт-диски, применяемые на соревнованиях по неограниченному звуковому дав­лению. Если достать вам их не удастся, то тогда, при наличии компью­тера с пишущим приводом, вы можете самостоятельно сделать „нарез­ку" с помощью звукового редактора с функцией генератора синусои­дальных колебаний („Sound Forge",„Cool Edit"). Диск с записями частот нам понадобится для определения басового потенциала фронтальных АС: прослушав „нарезку", нетрудно выявить, с какой частотной отметки мидвуферы начинают уверенно воспроиз­водить бас. В нашем случае„PS-16.2" вышли на опорный уровень с 65 Гц — это очень достойный результат для 16-сантиметровых АС. В случае иных динамиков нижняя граничная частота будет разниться. Например, 8-дюймовые мидвуферы способны доиграть до 45-50 Гц, а „малыши" вроде 13-сантиметровых НЧ/СЧ-головок — в лучшем слу­чае до 90-100 Гц. Получив искомые данные, активируем фильтр верх­них частот, который подрежет спектр сигнала фронтальных АС снизу. y,,Pioneer DEH-P8600MP" частоты среза выбираются из дискретного ряда, наиболее подходящая в нашем случае — 63 Гц. Что же касается крутизны характеристики затухания фильтра, то для начала можно установить 12 дБ/окт, а впоследствии произвести коррекцию для оптимального согласования с сабвуфером и достижения необходимо­го запаса по перегрузочной способности.

     

    На этот раз список необходимых для работы инструментов включает только компакт-диски. Можно обойтись хорошо знакомыми записями, но лучше также привлечь на помощь специальные настроечные CD

     

    Настройка процессора временных задержек

    После проведения подготовительных процедур в первую очередь необхо­димо настроить процессор временных задержек (DSP). Почему? Взгляните на расположение излучателей в „восьмерке": расстояние от левого твите-ра до слушателя составляет 65 см, от левого мидбаса — 82 см, от правого твитера — 101 см, от правого мидбаса — 118 см. Как видно из приведен­ных значений, каждый компонент удален от слушателя на разное расстоя­ние, а это означает, что звуковые волны от них достигнут ушей водителя не одновременно, а с определенной задержкой. Последствия этого весь­ма плачевны. Но если с нарушением геометрии звуковой сцены смирить­ся еще можно, то рассогласование фаз между твитером и мидвуфером в каждом канале — серьезная проблема, приводящая к потере цельности и чистоты звучания, и недооценивать это нельзя.

     

    Прежде чем мы перейдем к описанию процесса настройки процессора, позволим себе еще одно небольшое отступление, касающееся двух моментов. Во-первых, вы наверняка уже обратили внимание, что в нашей системе твитеры ориентированы на частичное отражение от лобового стекла. В случае беспроцессорной аудиосистемы такая установка практи­куется очень часто, но если в вашей системе имеется головное устройство с процессором, то так монтировать ВЧ-динамики не нужно, и более того, работа с отражением может создать неслабую головную боль при настройке. Отдайте предпочтение, например, варианту с перекрестной ориентацией — левый твитер на пассажира, правый — на водителя. Во-вторых, если в аудиосистеме нет процессора временных задержек, то очень важно правильно расположить твитер относительно НЧ/СЧ-головки в каждом канале. При этом точкой отсчета должно стать правило: расстоя­ние от каждого компонента канала до слушателя должно быть одинако­вым, а различия в удаленности от АС правого и левого каналов — как можно меньшие. Кроме того, при подборе места установки излучателей отдельного канала не стоит целиком полагаться на рулетку: подвигайте твитер (и среднечастотник) — вполне возможно, что, сместив его на сан­тиметр в ту или иную сторону, вы получите заметно лучший результат. Чтобы настроить процессор временных задержек, мы воспользуемся тесто­вым диском „IASC A Setup&Test". В CD-pecивepe ,,Pioneer DEH-P8600MP" уста­новлен 6-канальный процессор временных задержек, данные для которого вводятся в сантиметрах с шагом 2,5 см. Итак, действуем по инструкции и вводим измеренное расстояние до каждого динамика. Всего динамиков пять: пара ВЧ-головок, пара НЧ/СЧ-головок и НЧ-головка сабвуфера. Дальнейшую настройку начинаем с НЧ/СЧ-головок, отключив твитеры и НЧ-головку. Используя трек с голосом диктора, описывающего свое местоположе­ние на звуковой сцене (центр), начинаем центрировать звуковой образ. Место для центрального образа мож­но выбрать либо исходя из геометрии салона — тогда это будет середина лобового стекла, либо исходя из параметров воспроизводимой стереокартины — то есть на равном удалении от ее левого и правого краев. Выяснив, где находится искомая точка, начинаем кор­ректировать временную задержку для НЧ/СЧ-головки левого канала: изменяйте значение до тех пор, пока образ диктора не переместится в центр звуковой сце­ны. Следующий шаг — фазирование излучателей в каждом канале. На примере левого канала фронталь­ных АС это выглядит так: подключив только мидвуфер и твитер, меняем значение задержки в канале твитера, пока совместное звучание этих двух головок не станет слитным. Для проведения этой операции можно вос­пользоваться треком номер пять с вышеупомянутого диска либо хорошо знакомым вам музыкальным фраг­ментом. Кстати, при этой процедуре нелишне попробо­вать перевернуть фазу ВЧ-головки на 180°, особенно если речь идет о фильтрах второго порядка. По окон­чании работы елевым каналом аналогичные действия необходимо выполнить и с правым каналом, а затем придет черед сабвуфера. Изменяйте значение задерж­ки, пока звучание низких частот не приобретет чет­кость и не сконцентрируется во фронтальной части салона.

     

    Процесс настройки — задача со многими переменными величинами. Разобравшись с уровнями усиления в каждом канале, фазовым согласованием и тональным балансом, мы получили хороший результат по звучанию —~ но потенциал стереосистемы пока раскрыт далеко не полностью

     

    Применив вышеописанную технологию настройки процессора, мы получили весьма интересные циф­ры, которые во многом отличаются от заданных на первом этапе работы с процессором, когда задерж­ки выставлялись только исходя их расстояний от слушателя до излучателей. Например, в случае с твитером левого канала значение расстояния подросло до 102,5 см, а у мидвуфера, наоборот, уменьшилось до 77,5 см. Иными словами, доверяйте своим ушам, а не рулетке. Что же касается самой звуковой сцены, то нам удалось при помощи процессора расположить исполнителей на своих местах, хотя, по боль­шому счету, некоторые моменты еще нуждаются в доводке. В частности, на данном этапе фокусировку образов в центре картины, левее и правее центра, мы оцениваем не более чем на четверку с минусом. С этой областью сцены еще предстоит поработать. Но есть и положительные моменты. Это прежде все­го хорошая локализация образов и довольно непло­хое эшелонирование. По части геометрических характеристик сцены положение дел получилось вполне ожидаемым. Картина не выходит за границы автомобиля и расположена на уровне глаз, правда, последнее в основном относится к центральной ее части, потому что по краям наблюдается небольшое снижение высоты. Последнее обстоятельство обус­ловлено расположением НЧ/СЧ-головок в дверях.

     

    Тональный баланс

    Закончив работы с процессором временных задер­жек, мы провели предварительное прослушивание аудиосистемы на предмет равномерности тонально­го баланса. И, честно говоря, поначалу были непри­ятно удивлены сильными нарушениями. Но нет худа без добра. Благодаря обнаруженным проблемам мы имеем отличный повод рассказать нашим читателям подробней о том, как настраивается эквалайзер. Точка отсчета в этой работе — определение потенци­ала эквалайзера головного устройства. Речь идет о реализации, общей для левого или правого каналов, или, наоборот, раздельной. Если ваше головное уст­ройство оснащено поканальным эквалайзером, то нижеописанную схему подстройки необходимо будет проводить раздельно для левого и правого канала. В нашем случае эквалайзер этого не позволяет делать, поэтому, с одной стороны, процесс внесения коррекции упрощается, а с другой — теряет гибкость. Участки звукового спектра, нуждающиеся в дружес­ком участии эквалайзера, можно выявить двумя спо­собами. Первый, в той или иной степени затратный, потребует от вас наличия измерительной техники. Возможные варианты — недорогой шумомер, порта­тивный спектроанализатор вроде „Phonic PAA3" или исследовательский центр на базе персонального компьютера и измерительного микрофона („Behringer ECM8000"). Второй способ (достаточно мучительный) — нахождение неравномерностей в АЧХ с помощью собственных ушей и узкополосных шумовых полосок с тестовых дисков или записей с сознательно внесенными предыскажениями в тональном балансе, например, с уже упоминавшего­ся „IASCA Setup&Test".

     

    Мы пошли по второму пути и сначала исследовали по отдельности каждый канал фронтальных АС. Если говорить об общих чертах, то и в одном, и в другом был обнаружен ощутимый всплеск на АЧХ с цент­ральной отметкой 4,5 кГц, который придавал звуча­нию неприятную окрашенность, а также ранний спад на высоких частотах, ставящий крест на ощущении воздуха в звуковой картине. В целом же важно под­черкнуть, что тональный баланс каналов оказался неодинаковым: в правом был найден подъем в области 700 Гц, а у левого — нет. Иными словами, АЧХ левого и правого каналов нуждался в разде­льной „шлифовке", но, как мы уже говорили выше, у „Pioneer DEH-P8600MP" такой возможности нет, поэ­тому мы будем работать по компромиссной схеме, взяв за основу суммарную характеристику каналов. В данном контексте компромисс заключается, во-первых, в непостоянстве тембральной окраски в зависимости от расположения исполнителя на сце­не, а во-вторых, в неточном построении аудиосисте­мой звуковой картины из-за различий в АЧХ левого и правого каналов акустических систем. Для предварительной настройки эквалайзера нам пот­ребовалось немало времени, а окончательная „поли­ровка" АЧХ потребует вдвое больше сил. Наиболее весомая сложность, с которой мы столкнулись, состоит в том, что порой нуждающаяся в корректировке область частотной характеристики не совпадает с предложенными центральными частотами полос кор­рекции имеющегося эквалайзера. Поэтому нам прихо­дилось подключать соседние полоски, что не всегда приносило хороший результат, а заодно добрым сло­вом вспоминать топовые связки CD-тюнера с процес­сором, к примеру, отлично зарекомендовавший себя комплект от PioneerP9" или„Р90". Итогом нашей работы с эквалайзером стала кривая, показанная на одном из рисунков, а что касается качества звучания, то тут можно отметить, что мы полу­чили вполне хороший результат, отметили это все сотрудники редакции, которым довелось сравнить оба варианта звучания — с применением эквалайзера и без него. Особенно стоит похвалить звучание фрон­тальных АС в низкочастотной области: бас получился крепко сбитым, плотным и быстрым. В среднем регис­тре налицо хорошая открытость и телесность исполни­телей, чуть хуже дела обстоят с гладкостью и чистотой тембров, но потенциал по этой части есть, а чтобы его раскрыть, необходимо проявить чуть больше усердия при настройке эквалайзера. Высокие частоты в нашей инсталляции, ввиду использованной ориентации твитеров, получились притушенными, что не замедлило сказаться на ощущении воздуха и пространства в зву­ковой картине. Очень неплохо проявило себя и сабву­ферное звено, наглядно показав преимущество поло­совых корпусов в развиваемом звуковом давлении, при плотном и динамичном нижнем басе. Чуть хуже впечатления от глубины суббаса: прослушивание тес­товых сигналов показало, что низкочастотное звено всерьез берется за дело с 35 Гц. Относительно удач-ности стыковки звучания сабвуфера и фронтальных АС пока судить не беремся: с одной стороны, нам удалось сфазировать эти компоненты, а с другой — вопрос „бесшовного" сочленения по тональному балансу оста­ется открытым. О том, как мы его разрешили, а также о подборе оптимального выбора полос для отдельных излучателей и многих других моментах, оставшихся за пределами этого материала, мы расскажем в следую­щей публикации рубрики „Мастер-класс".

    СМ

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa