Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Помогите! ФОНЫ И ШУМЫ

    ФОНЫ И ШУМЫ.

    Car&music №10 октябрь 2006г., Помогите!

    ТЕКСТ АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ, ведущий эксперт CAR AUDIO

     

    РЕКОМЕНДАЦИЯ

    После соединения всех компонентов системы и завершения инсталляции не поленитесь и проверьте звучание аудиосистемы во всех режимах. Еще до того как вы собрали салон автомобиля Включите все электрооборудование автомобиля: фары обогрев стекол, аварийную сигнализацию. Возможно, действующие пот­ребители создадут дополнительные помехи для изначально не фонящей системы. Способы борьбы все те же.

     

    Инсталляция завершена, авто­мобиль собран, и осталось с трепетом включить новую аудиосистему на которую, надо полагать, возложены немалые надежды. В CD-привод загружен тестовый диск, и что же мы слышим? В знакомой записи помимо виртуозной игры музы­кантов присутствуют посто­ронние шумы и шипение в дина­миках. Откуда это? Все участ­ники немой сцены испытывают различные по характеру эмоции: установщик хватается за голо­ву владелец требует вернуть деньги, менеджер успокаивает владельца, кладовщик... впро­чем, ему все равно.

     

    В большинстве инсталляций, даже при соблюдении общеизвестных норм и правил расположения и соединения компонентов, пара­зитные шумы, щелчки и наводки присутс­твуют практически обязательно. Так отку­да они берутся? Ведь активные устройс­тва - усилитель и головное устройство -по отдельности полностью исправны, но в полном составе системы звук испорчен. Оказывается, что посторонние шумы зарождаются в кабелях. Насколько все помнят, вокруг любого проводника (например, силового кабеля), по которо­му течет ток, образуется электромагнит­ное поле, и если в это поле попадает дру­гой проводник аудиосистемы (например, межблочный кабель с сигналом низкого напряжения), то почти всегда такая сис­тема ловит устойчивую зудящую в ушах фоновую наводку. Звучание она портит основательно, а ситуация осложняется еще и непостоянным ее характером. С ростом частоты вращения коленчатого вала изменяется и частота паразитной наводки. Я еще не встречал ни одного автолюбителя, которому бы понравился такой аккомпанемент к звуку работающе­го двигателя.

     

     

    Паразитные наводки условно можно разделить на два вида: активные и пассивные. Первые слышны при включен­ной аудиосистеме, вторые - при выключенной. Есть, правда, еще один вид наводок -„плавающие" которые объединяют все недостатки первых двух видов, но при этом они то появляются, то исчезают сами собой как в выключенной, так и во включенной системе. Для пессимиста: если такие наводки появились в системе, то побороть их нельзя никак, проще все бросить. Но мы с вами помним, что всегда нужно верить в хорошее. Итак, объявляем войну шумам и паразитным наводкам.

     

    АКТИВНЫЕ НАВОДКИ

     

    1. СО СТОРОНЫ СИЛОВОГО КАБЕЛЯ – НА МЕЖБЛОЧНЫЙ

     

    Активные наводки чаще всего возника­ют в результате размещения сигнального межблочного кабеля в магнитном поле силовых кабелей. Это могут быть как кабели аудиосистемы, так и силовые ; кабели штатной проводки автомобиля. Почему наводка происходит в основном на межблочные кабели? Ответ прост. Амплитуда сигнала в этих кабелях невысокая, обычно порядка 1-2 В. Кстати, красивые обещания производителей  вроде горделивого 4V-Preout на головных устройствах сродни обещанным 4x55 Вт мощности встроенного усилителя. Такие значения напряжения магнитола, может, и обеспечивает, но на практике они превращаются в половину обещанного номинала. В такой сигнал  несложно „подмешать" пару ложек звукового дегтя в виде высокочастотного писка.

     

    2. КАБЕЛИ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ  АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

     

    Реже возникают наводки на кабели подключения акустических систем, их уже можно укладывать недалеко от силовых. Здесь главное правило следующее: если нет возможности помещать их вдали от силовых, то следует размещать эти два вида кабелей по возможности перпендикулярно друг к другу. Таким образом, силовые и сигнальные кабели ни при каких условиях не должны  располагаться параллельно друг другу. Лучше пусть они лежат рядом и пересе­каются, чем на расстоянии, но парал­лельно.

     

    Вторым средством борьбы с наводками на кабели является применение свитых между собой экранированных проводни­ков. Как правило, наиболее дешевые кабели имеют слабую защиту от помех, ограничиваясь лишь использованием витой пары, тогда как в более дорогих конструкциях применен дополнительный защитный экран. Кроме того, следует свивать между собой кабели левого и правого канала. Кстати, по мнению некоторых ведущих производителей кабель­
    ной продукции, именно такая конструкция обладает наибольшей помехоустойчивостью относительно моделей, гделевые и правые проводники выполнены раздельно.

     

    3. ШТАТНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА


    Современный автомобиль настолько сильно нашпигован электроникой, что порой никакая конструкция межблочного кабеля не позволяет избавиться от помех. В таком случае выходом
    может быть экспериментальный подбор трас­сы, по которой будет проложен проводник, и
    путь этот может быть весьма необычным. Например, пустить кабель от головного
    устройства по центральному тоннелю до сред­ней стойки, дальше -на крышу и лишь затем в багажник к усилителю.

     

    4.ОДНА ТОЧКА ИЛИ НЕСКОЛЬКО?


    Следующая причина возникновения фона –это результат совместной работы всех активных
    компонентов аудиосистемы, которые питаются из разных точек. Классический пример: головное
    устройство подключено к штатной проводке, усилитель и активный кроссовер питаются от
    кабеля, идущего к аккумулятору. Точки подклю­чения минусового кабеля также взяты из разных
    мест кузова. При таком подключении почти всегда гарантированы шумы и помехи. Правило
    борьбы простое - все активные компоненты системы следует подключать к единым точкам „плю­са" и „минуса". Кроме этого, не следует забывать о том, что крепить активные компоненты систе­мы к кузову автомобиля нужно через ди-электрик (обычная фанерная фальшпанель).

     

    ПАССИВНЫЕ НАВОДКИ

    Пассивные наводки по природе своей не такие коварные, как активные, и диагностируютсядостаточно легко. При отключенной аудиосисте­ме необходимо отсоединить межблочные кабе­ли от усилителя. Если при этом твитеры продол­жают издавать назойливый писк, то, вероятнее всего, наводка происходит на пассивный крос­совер, менее вероятно - подвержен влиянию кабель подключения акустических систем. Вполне возможно возникновение наводки при соприкосновении неизолированного кабеля подключения АС с кузовом автомобиля. Подобная проблема устраняется переносом пассивных кроссоверов в другое место или перекладкой кабелей подключения АС.

     

    ФОН

    Другой разновидностью помех в системе явля­ется фоновый шум, не зависящий от того, заве­ден автомобиль или нет. Такой фон чаще всего рожден чрезмерной чувствительностью усили­теля. Достаточно ее немного уменьшить при помощи соответствующего регулятора.

     

    ЩЕЛЧКИ

    Еще одна неприятность, связанная с качеством компонентов системы, может проявляться в виде сильных щелчков при включении или выключении системы. Способов решения про­блемы два. Первый способ логичный и прос­той - замена компонента на заведомо исправ­ный либо замена марки. Если же усилитель дорог сердцу и ушам, можно применить схему раздельного включения усилителей и головного устройства. Если щелчок выдает головное уст­ройство, усилитель следует включать с неболь­шой задержкой по времени. Сделать это можно с помощью простого реле задержки или разде­льного включения усилителя и головного уст­ройства, что очень неудобно для пользователя, но порой является единственным эффективным решением.

     

    Причины возникновения наводок в аудиосисте­ме весьма разнообразны. Приведенные реко­мендации именно рекомендациями и являются. Их не следует применять как догму. Чаще всего борьба с фоном в сложных системах с большим количеством усилителей, мониторов и дополни­тельных источников будет сводиться к экспери­ментальному подбору расположения и марки кабелей, к выбору точек питания, изменению схем подключения, вплоть до замены одних компонентов на другие. Выглядит это приблизи­тельно так. Фонящая аудиосистема разбирается, затем собирается за пределами автомобиля, далее происходит пошаговый перенос и уста­новка каждого компонента в машину, затем регистрируется „участник" или этап, на котором появляется фон, после чего принимаются соот­ветствующие меры.

     

    И последнее. В дотоле абсолютно не фоня­щей системе может вдруг ни с того ни с сего без видимой причины появиться фон, причем доста­точно громкий. Не спешите расстраиваться, воз­можно, в автомобиле просто сильно посажен аккумулятор и в короткий промежуток времени по цепи зарядки протекают сильные токи, вызы­вая наводки в хорошо сбалансированной систе­ме. Аккумулятор подзарядится в течение корот­кого времени, обычно 3-5 минут, и звучание вновь станет чистым... Удачи.

    СМ

     

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa