Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Компонентная акустика Polk Audio SR6500. Регулятор вовлеченности.

    Компонентная акустика Polk Audio SR6500

    Автозвук №3 2006г. На ковер!

    Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

     

    РЕГУЛЯТОР ВОВЛЕЧЁННОСТИ

     

    Прототип первой в своей истории трансформируемой акустики компания показала на выстав­ке в Зинцхайме весной прошлого года. Тогда, весной, на снимках, привезенных из Зинцхайма, удалось рассмотреть немало. Акустика Signature Reference принципиально не похожа ни на что когда-либо выходившее под маркой Polk Audio. Или Polk MOMO. И по всем статьям стоит выше и того и другого. Выше и впереди.

     

    Мидбас с фазовыравнивающей «пулей» в центре диф­фузора (впервые для марки). Неодимовый маг­нит, встроенный в литой корпус мидбаса (тоже впервые). Пищалка с кольцевой мембраной (опять впервые). Конструкция-трансформер,   преобразуемая из компонентной в коаксиальную и обратно (догадайтесь, впервые или нет?).

     

    Особое внимание привлекает кроссовер, огромный, тяжёлый, с непонятными рукоятка­ми на крышке. Вот он как раз и оказался единст­венным более или менее традиционным компонен­том в системе, так что давайте с него и начнём, вопреки обыкновению. Кроссовер помещён в массивный литой алюминиевый корпус с крышкой из дымчатого оргстекла, которая фиксируется двумя поворотными замками, приняты­ми поначалу за ручки таинственных регуляторов. Сходство, кстати, такое, что на вопросы любопытствующих из соседнего журнала мы отвечали, что левый — регулятор детальности, а правый — вовлечённости. Коллеги просили дать покрутить...

     

    Впрочем, ладно. Точно под замками находятся две катуш­ки, изготовленные по бескаркасной технологии. Три плёноч­ных конденсатора тоже закрыты крышкой — хотя и пластико­вой, но с поверхностью точно такого же вида, как и корпус. Все резисторы высокоточные (1%), с металлическим радиато­ром. Цепь твитера защищена галогенной лампой весьма со­лидного вида. Съёмные перемычки позволяют подготовить кроссовер для работы в режиме би-ампинга. Ещё одной пере­мычкой выбирается уровень твитера: +1/0/-1,5/-3 дБ. Форму­ла кроссовера II + III.

     

    Диффузор мидбаса изготовлен из полимера с минераль­ным наполнителем — настолько жёсткого, что его можно принять за металл. Корпус из качественного питья вмещает центрирующую шайбу большого диаметра и магнитную сис­тему — совсем небольшого, даже крошечного, поскольку сердце системы, неодимовый магнит, прячется внутри 38-миллиметровой звуковой катушки. Гофр 10-миллиметрово­го подвеса плавно сопрягается с диффузором — такой про­филь мы называем конгруентным. Polk Audio, как всегда, не слишком распространяется на тему принятых конструктив­ных решений, но нетрудно заметить, что столь широкий под­вес очень редко сочетается с обращенной магнитной систе­мой, и, скорее всего, разработчики приняли определённые меры для линеаризации потока в зазоре. Уплотнительного кольца на внешнем ободе корпуса нет, но рамка решётки очень неплохо садится на обод и готова в случае нужды со­здать дополнительный заслон против акустического коротко­го замыкания. (Хотя нужды возникнуть не должно — мон­таж акустики такого класса не поручают кому попало.) В комплекте предусмотрена дополнительная проставка, позво­ляющая сократить монтажную глубину на 12 мм. Можно её сократить и на 24 мм, если в вашем комплекте (как в нашем) таких проставок окажется две пары. Наконец, есть переход­ные площадки, дающие возможность монтировать мидбасы в посадочные места для «блинов» 6x9, что, честно говоря, не очень понятно, акустику такого класса в тыл обычно не ста­вят, даже собрав в коаксиальную. Возможность сборки, как уже говорилось, есть, но цель операции видится другая, это для поборников концепции точечного излучения на базе вы­сококлассных (а не таких, какие обычно применяются в коаксиалах) компонентов. Концепция, особенно популярная на родине акустики, где чаще, чем где бы то ни было, ставят в кикпанели всю акустику, а не отдельные полосные излучате­ли, как у нас.

     

    Для того чтобы преобразовать SR6500 в коаксиалы, надо, естественно, вместо центральной «пули» установить пищалки. Для осуществления этой операции в комплекте предусмотре­ны две пары «гондол», куда твитеры устанавливаются либо соосно мидбасам, либо с разворотом оси на 20 градусов.

     

    У пищалки мягкая кольцевая мембрана диаметром 29 х 8 мм (первое число — внешний диаметр, второе — внутрен­ний, это понятно), так что можно считать, что центральная «пуля» у пищалки — в аккурат знаменитого калибра 7,62 мм. Материал мембраны — пропитанная ткань, настолько тон­кая, что она почти невидима, то, что она есть, выдают блики на блестящей пропитке, а то, что она ткань, можно разглядеть только на снимках при большом увеличении. На корпус тви­тера устанавливается либо фланец для монтажа в тело (состо­яние поставки), либо его помещают в кольцо для полузаглуб­лённого монтажа с разворотом оси на 25 градусов. Вот, соб­ственно, что мы увидели. Вообще-то, немало. Теперь о том, что услышали.

     

    В верхнем положении аттенюатора верхние звуковые со­ставляющие доминируют. Но аттенюатор работает очень деликатно, так что в реальной инсталляции с равной вероятностью подойдёт любое из трёх оставшихся положений — мы выбрали третье сверху (-1,5 дБ). Женский вокал передаётся мягко, без подчёркнутой детализации. Мужским голосам не хватает бар­хатистости, но чёткость артикуляции на высоте. Атака басов достойная, но рельеф до идеала не дотягивает, и контрабас про­являет склонность к гудению. Флейты звучат гладко, если не переходят на дисканты — тогда они отступают в глубь сцены. Сцена, впрочем, оказалась весьма протяжённая по глубине, по­этому музыкальная информация не теряется. Скрипки не слишком материальны, но вот они переходят некий рубеж: и как будто приближаются. Щипок гитарной струны ещё не мяг­кий, но как бы ласковый. Саксофон динамичен и одновремен­но строг. Верх чистый и точный. Динамика барабанов выдер­жана в самых строгих рамках. В целом надо характеризовать звучание как академичное, и если бы ручки на кроссоверах дей­ствительно были регуляторами детальности и вовлечённости, первый можно было бы не трогать, а второй — чуть повернуть в плюс.

     

    Пиковая продолжительная мощность, Вт

    250/125

     

    Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ)Гц

    69 – 22000

     

    Чувствительность (150 – 15000Гц), дБ/Вт (1м), В

    85

     

    Средний коэффициент нелинейных искажений (90дБ (1м), 160 – 4000Гц),%),%

    0,688

     

    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1м), 80 – 125Гц),%), %

    1,09

     

    Параметры Тиля-Смолла мидбасовой головки

     

     

     

    Fs, Гц

    Vas, л

    Qts

     

    НЧ

     

    63,7

    7,68

    0,629

    ВЧ

     

    950

    -

    -

     

     

     

    Расчётное значение силового фактора 6,0 Тл м; для катушки 1,5 дюйма это немало, но это учиты­вая, что и подвижная системы не самая лёгкая, понятно, что чувствительность (по меркам «шес­тёрок») получилась не самая высокая. Искажения очень низкие на средних частотах, а на басах... Кажется, это лучший показатель за всю историю тестов — так что можно считать доказанным, что внутри магнитной системы кроется (вероятно, и не одна) инженерная находка. (Вот, кстати, один из возможных вариантов ответа на вопрос про цену, за что, мол? В том числе и за это.)

     

    Акустика составлена из относительно низкоомных головок, номинальный импеданс всего комплекта (на частоте 300 Гц) получается как у мидбаса: 3,7 Ом. Минимум импеданса — 2,3 Ом приходится на частоту 4 кГц. Обращают на себя внимание три (сразу три в одном флаконе) особенности ВЧ-головки в отношении электрических параметров, то, что пищалка кольцевая, трудно было не заме­тить, это сейчас не в счёт. Итак, первое: весьма низкая частота резонанса, что немедленно и авто­матически означает либо возможность расшире­ния полосы частот, где будет трудиться пищалка, либо снижение искажений и призвуков, связан­ных с попаданием отфильтрованного сигнала на частоту резонанса. Второе: высокий резонансный пик свидетельствует об отсутствии (или минималь­ных масштабах) демпфирования звуковой катуш­ки феррожидкостью. В принципе, такая импедансная характеристики не облегчает работу фильтра ВЧ кроссовера. Третье, как раз облегчающее ра­боту фильтра: индуктивность головки крайне низ­ка, кривая импеданса выше резонанса имеет едва заметный наклон, значит, ФВЧ будет работать в оптимальном режиме. Чуть позже поглядим.

     

    Вот, глядим. Это — АЧХ на выходах кроссовера на реальной нагрузке (а не идеализированных ак­тивных сопротивлениях, как делают при упро­щённом расчёте фильтров. В силу индуктивности звуковой катушки мидбаса ФВЧ 2-го порядка даёт наклон АЧХ ненамного больше 6 дБ/окт., а ФВЧ 3-го порядка, работая на практически активную нагрузку, выдаёт штатные 18 дБ/окт. без разгово­ров. Теперь смотрите: далеко в области затухания ФВЧ виден горбик на частоте резонанса пищалки: здесь её импеданс в разы больше номинального, как и было сказано. Частота раздела полос при­мерно 3,2 кГц. На мой взгляд, с фильтром 3-го по­рядка и частотой резонанса твитера 950 Гц спо­койно можно было «выпустить» пищалки снизу от 2,5 кГц, тем более что ни малейших признаков пе­регрузки твитера (при измерении к.н.и.) обнару­жено не было.

     

    АЧХ компонентов по звуковому давлению при ра­боте со штатными фильтрами. У мидбаса на 4,5 кГц начинается собственный спад АЧХ, он до­бавляется к 6 дБ/окт. фильтра, и получаются те же 18 дБ/окт., что и у пищалки. Горбик на частоте ре­зонанса можно заметить и здесь, но он на 35 дБ ниже номинального уровня, поэтому решительно ни на чём не сказывается. Заметим так, из любо­пытства. АЧХ пищалки, надо отметить (уже не из любопытства, а с почтением) — замечательная, от 4 до 22 кГц уровень звукового давления не выхо­дит за пределы коридора шириной 2 дБ. Инте­ресно, насколько это удастся сохранить при рабо­те «в связке».

     

    В области верхних частот всё безусловно удалось, даже при разных положениях аттенюатора АЧХ перемещается параллельно самой себе, так быва­ет нечасто и только у тех головок, у которых ин­дуктивность минимальна. Однако при любой по­лярности включения ВЧ-головки у нас сохранялся провал в области от 2 до 3,5 кГц. Трудно предпо­ложить, что Мэттью Полк (или его представители в инженерном департаменте фирмы) о нём не знали. Легче предположить, что таким способом он (или они) оптимизировали работу акустики при значительном удалении пищалок от мидбаса. Кольцевые твитеры, обеспечив волшебную АЧХ по оси излучения, не смогли (как и другие пищал­ки такой конструкции) сохранить её при отклоне­нии.

     

    АЧХ в коаксиальном варианте сняли для вариан­тов, показавшихся нам наиболее перспективны­ми. Пищалку установили в обойму с наклоном 20 градусов и сняли характеристики на оси мид­баса (при этом пищалка работает под углом), на оси пищалки (под углом теперь излучает мидбас) и под углом 50 градусов к оси мидбаса, когда пи­щалка повёрнута на свои 20 градусов навстречу микрофону, это примерно соответствует случаю, когда акустика в коаксиальной компоновке уста­новлена в двери, а пищалки развёрнуты вверх. При малых углах характер АЧХ по сравнению с компонентным вариантом изменился незначитель­но, а при угле 50 градусов (для пищалки это озна­чало только 30) общая АЧХ, хоть и не избавилась от провала на частоте раздела, повела себя пред­сказуемо и до частоты 15 кГц укладывается в до­пуск ±3 дБ.

    В объёме двери расчёт даёт частоту резонанса 73,7 Гц с результирующей добротностью 0,69; по сути это Баттерворт, так что и нижняя граничная частота почти совпадает с резонансом, 75,8 Гц. Большинство «шестёрок» для монтажа в кикпанели не предназначены. В данном случае минималь­ный объём (по добротности 1,1) 3,2 л с нижней граничной частотой 93,3 Гц, так что смысл трансформируемости конструкции становится ясен.

     

     

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО

    Компонентная акустика

    6 дюймов

    КТО                              

    Polk Audio SR6500

    ПОЧЕМ                        

    $720

    ЭТО – ПЛЮС               

    Система трансформируется в коаксиальную

    Очень низкие искажения во всем диапазоне

    Изумительная осевая АЧХ пищалки

    ЭТО – МИНУС             

    Невысокая чувствительность

    ОДНИМ СЛОВОМ

    В руках специалиста – акустика с огромными возможностями

     

     

    РЕЙТИНГ

     

    Конструкция

    9

     

    Частотная характеристика

    8

     

    Чувствительность

    7

     

    Басовый потенциал

    8

     

    Звук

    9

     

    Итого

    41

     

     

     

    |llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|

     

     

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa